С уходом с российского рынка строительных материалов европейских производителей, их место, помимо российских, заняли китайские, турецкие и белорусские бренды.
В сравнении с происходящим весной 2022 сегодня можно отметить ряд позитивных тенденций. Конечно, есть позиции, которые до сих пор остаются в дефиците. Говоря об отечественных производителях, эксперты рынка отмечают активность и в целом успешность процессов по импортозамещению, особенно в таких категориях как плитка, электрооборудование, лакокрасочные материалы и окна.
По большей части в России сосредоточено производство таких товаров, как строительные смеси, мебель, гипсокартон и некоторые другие «тяжелые» материалы. На китайские товары переключились, в первую очередь, продавцы смесителей, сантехники, аксессуаров.
Большая доля российских производителей использовала импортные комплектующие и сырье, но за прошедший год многие уже сумели найти достойные замены и проработать логистические вопросы.
Цены, как отмечают эксперты, пока удается держать на уровне прошлого года, и предпосылок для их снижения не наблюдается. Для некоторых товаров продолжается рост цен: для кабельной продукции, сухих смесей. Более того, прогнозируется на ближайшие месяцы удорожание красок и керамогранита.
Что до сетевых строительных магазинов, то много крупных игроков рынка, работающих в разных российских регионах, включая Самару, не планируют уходить. Среди них «Все инструменты», «Домовой», «Максидом», «Мегастрой».
Пиломатериалы
Лесопромышленный комплекс России находится в тяжелом положении из-за закрытия экспортного канала в Европу. За прошлый год производство ДСП упало на 10% в сравнении с предыдущим годом, а фанеры – на 28%. В связи с началом строительного сезона и ростом спроса сегодня ожидается так называемая сезонная коррекция цен на пиломатериалы – уже сейчас наблюдается рост стоимости на 15-20%.
Кровельные материалы
Спрос на продукцию продолжает расти в то время как цены на них ждет «заморозка» на нынешнем уровне. Ожидается, что на текущий год дефицита не предвидится – за истекший год российские производители кровельных материалов либо нашли импортозамещающие варианты по компонентам, либо открыли собственные компании.
Сайдинг
Пиковые ценовые показатели пришлись на лето прошлого года – тогда, например, виниловый сайдинг обходился покупателю почти в 3 раза дороже, чем года полтора до этого. Причины очевидны – нехватка средств на обновление заводского оборудования и недостаток комплектующих для станков.
Самым популярным у российского потребителя остается Döcke, и он не планирует уходить. Кроме того, специалисты советуют бренды: Vox, Mitten, Альта-профиль, Nordside.
Цемент
Цена на цемент, как утверждают профессионалы, всегда отличалась нестабильностью. Сейчас же этому поспособствовал и возросший спрос на продукт и, соответственно, дефицит. В ближайшее время ожидаются рост поставок цемента из Белоруссии и Ирана.
Такие известные бренды как Henkel и Holcim остались на российском рынке в несколько видоизмененном виде – первый разделился на два подразделения, второй передал бизнес российским управляющим, превратившись в Цементум.
Кирпич
Отметим, что кирпич в нашей стране производится полностью на иностранном оборудовании, что привело к приостановке многих производств из-за нехватки комплектующих для техники. В целом, считают эксперты, отечественных производителей кирпича вполне достаточно, чтобы удовлетворять спрос в полной мере.
Плитка
На смену продукции из Европы пришла плитка из России и Белоруссии и, в меньшей степени, с заводов Индии, Ирана, ОАЭ, Китая. Надо отметить, она ничуть не уступает по качеству, но ассортимент не столь разнообразен. В тех же сетевых магазинах от европейской плитки отказались еще и по причине серьезного роста цен.
Один из наиболее известных среди россиян импортных брендов Kerama Marazzi остался на нашем рынке. Что касается покинувших Россию производителей, то эксперты советуют обратить внимание на следующие: Mira Ceramic, Estima Ceramica, Creto и Mei, Laparet.
Сантехника
Сложности, главным образом, были связаны с нехваткой санфаянса, составляющие для которого поставлялись с Украины (глина) и европейских стран (химические компоненты). Сегодня российские производства наладили поставки необходимых компонентов из Китая и ОАЭ. Вместе с тем рынок покинули известные и популярные у россиян европейские бренды, на место которых постепенно приходят российские и китайские модели. И все-таки частично европейские товары доходят до россиян за счет параллельного импорта.
Лаки, краски
С введением санкций сложности также возникли с закупкой сырья, и крупные ритейлеры переориентировались на турецких, китайских и белорусских поставщиков.
Сэндвич-панели
Можно сказать, что эта ниша – одна из наименее пострадавших из-за санкционных процессов, поскольку производство панелей у нас почти на 95% российское, как и сырье. Ощутимой потерей для части потребителей мог стать уход с рынка известного мирового лидера рынка - бренда Kingspan.